Курбан байрам – праздничный день в исламе, который знаменует окончание хаджа. Курбан байрам отмечают после Ураза байрам по истечении семидесяти дней в десятый день Зуль-хиджа. Этот праздник отмечается в память о жертвоприношении, которое совершил Ибрахим, второй по значимости пророк в мусульманской религии после Пророка Мухаммада ﷺ.
По-арабски название праздника Курбан байрам звучит как «Ид аль-Адха», то есть «праздник жертвы» или «праздник жертвоприношения». Но более устойчивым в русском языке стало название «курбан-байрам», а впервые в русском языке упоминание этого праздника было сделано путешественником Афанасием Никитиным, который назвал праздник «курбанть-багрямъ».
В этом варианте названия первое слово «курбан» имеет тюркское происхождение и означает «жертва», а второе слово «байрам» имеет также тюркское происхождение и переводится как «праздник». Такое название праздника распространено у тюркских народов. Есть вариант названия, когда употребляется слово «аид» вместо второго слова «байрам», которое является словом арабского происхождения и переводится как «праздник». Один из таких примеров – название праздника в киргизском языке «курман-айт».
Мусульманская традиция предполагает называть термином «курбан» все, что человека приближает к Богу. К таким категориям относится и ритуальное жертвоприношение животного в праздник, когда человек духовно обращается к Богу.
История праздника Курбан байрам
Праздник Курбан-байрам – это кульминация хаджа, то есть паломничества в Мекку. Накануне этого праздника мусульмане, совершающие паломничество, поднимаются на гору Арафат, а в день самого праздника Курбан байрам происходит символическое бросание камней после чего совершается обход вокруг Каабы семь раз – такой обход носит название «таваф».
В Священном Коране рассказывается, как к пророку Ибрахиму пришел ангел по имени Джабраил в сновидении. Ангел Джабраил передал Ибрахиму повеление Всевышнего Аллаха принести своего сына как жертву Всевышнему. Имя сына в Священной Книге Коран не называется, но мусульманские предания подразумевают старшего сына Исмаила, а Таурат или Библия указывают на второго сына пророка Ибрахима по имени Исхак или Исаак.
По преданию, пророк Ибрахим пошел в то место в долине Мина, где сейчас находится город Мекка, и стал готовиться к совершению жертвоприношения. Сын также сопротивления отцу не оказывал, хотя и знал о том, какая его ждет участь: сын только молился и выказывал послушание и отцу, и воле Аллаха.
Такое веление Всевышнего Аллаха стало для Ибрахима испытанием его веры, и когда уже жертвоприношение почти состоялось, Всевышний сделал так, что нож Ибрахима перестал резать. И Ибрахиму было велено принести в жертву барана, вместо сына. В мусульманской традиции сказано, что Всевышний даровал пророку Ибрахиму, и у него родился позже еще один сын Исхак или Исаак.
Обряд на Курбан байрам
В Коране сообщается об обряде жертвоприношения в день праздника Курбан байрам следующее: «принесение в жертву верблюдов установили Мы в качестве обряда, предписанного Аллахом...» (сура Аль-Хаджж (Паломничество), 36-й аят), и далее сказано о том, что в этом обряде содержится польза для мусульман.
Далее описан порядок обряда жертвоприношения: нужно произнести над жертвенными животными имя Аллаха, «а когда повергнут их на бока, то ешьте их мясо, накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь».
Также сказано о том, что Всевышний не нуждается в мясе жертвенного верблюда или его крови, - обряд жертвоприношения является свидетельством веры, моментом обращения и поклонения мусульманина Всевышнему Аллаху, и поэтому для Аллаха важна набожность верующих и их искренние намерения.
Далее обозначена причина, по которой Всевышний Аллах дал людям власть над теми животными, которых они приносят в жертву: «чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Так обрадуйте же благой вестью тех, кто вершит добро» (сура Аль-Хаджж (Паломничество), 37-й аят).
Даты праздника в 2023 году
На вопрос о том какого числа будет праздноваться курбан байрам в 2023 году, можно ответить, что приблизительный день праздника Курбан байрам в 2023 году будет приходиться на 28 июня.
В году по мусульманскому календарю двенадцать лунных месяцев и триста пятьдесят четыре дня, то есть лунный год меньше, чем солнечный год, на одиннадцать или десять дней. Это объясняет тот факт, что мусульманские праздники религиозного характера, которые рассчитываются по лунному календарю, ежегодно сдвигаются по дате относительно солнечного григорианского календаря.
Дата, когда празднуют день Курбан байрам, также обусловлена местными обычаями каждого конкретного народа или государства: основное число государств придерживаются той даты, которую установил Верховный Суд Саудовской Аравии. Верховный Суд вычисляет эту дату по тому, видна ли в небе незадолго до этого луна или нет. В таких странах, как Индия и Бангладеш, а также Пакистан, мусульмане не придерживаются саудовского решения и сами проводят наблюдения за луной, поэтому даты проведения праздника Курбан байрам в этих странах иногда не совпадают.
День, который предшествует празднику, называется Днем Арафат – этот день назван так потому, что паломники, которые в это время совершают хадж, как раз находятся в долине под названием Арафат. В этот день желательно соблюдать пост всем мусульманам, кроме тех, кто совершает паломничество.
Порядок празднования и традиции
Празднование дня жертвоприношения начинают рано утром, и не только в Мекке, а и в любом мусульманском городе, в Москве и других столицах не только исламских государств: на рассвете верующие отправляются в мечеть, чтобы совершить утреннюю молитву, но перед этим верующему следует совершить гусль или ритуальное омовение, а затем облачиться в чистую, опрятную новую одежду, умастить тело благовониями.
Пока мусульмане совершают утреннюю прогулку до мечети следует произносит праздничные такбиры, слова «Аллаху Акбар».
Не рекомендуется верующему есть перед совершением молитвы, а когда утренняя молитва завершится, мусульмане возвращаются домой, после чего им следует снова отправиться либо в мечеть, либо на место совершения праздничной молитвы, чтобы прослушать хутбу или специальную проповедь, которую произносит имам-хатыб или мулла.
Началом времени намаза курбан байрам являются утренние часы, обычно праздничный намаз курбан байрам проводится между 7-9 часами утра, но мусульманину необходимо заранее уточнить время проведения молитвы в своей местности.
Праздничная молитва, которая совершается в этот день в мечети, завершается проповедью-хутбой. Сначала в этой проповеди отводится место прославлению Всевышнего Аллаха и салавату для Пророка Мухаммада ﷺ, а затем рассказывается об истории возникновения хаджа и о том, какое значение имеет обряд жертвоприношения. Имам-хатыб может преподнести такую проповедь в виде лаконичного и красноречивого текста.
Празднование дня жертвоприношения начинают рано утром, и не только в Мекке, а и в любом мусульманском городе, в Москве и других столицах не только исламских государств: на рассвете верующие отправляются в мечеть, чтобы совершить утреннюю молитву, но перед этим верующему следует совершить гусль или ритуальное омовение, а затем облачиться в чистую, опрятную новую одежду, умастить тело благовониями.
Пока мусульмане совершают утреннюю прогулку до мечети следует произносит праздничные такбиры, слова «Аллаху Акбар».
Не рекомендуется верующему есть перед совершением молитвы, а когда утренняя молитва завершится, мусульмане возвращаются домой, после чего им следует снова отправиться либо в мечеть, либо на место совершения праздничной молитвы, чтобы прослушать хутбу или специальную проповедь, которую произносит имам-хатыб или мулла.
Началом времени намаза курбан байрам являются утренние часы, обычно праздничный намаз курбан байрам проводится между 7-9 часами утра, но мусульманину необходимо заранее уточнить время проведения молитвы в своей местности.
Праздничная молитва, которая совершается в этот день в мечети, завершается проповедью-хутбой. Сначала в этой проповеди отводится место прославлению Всевышнего Аллаха и салавату для Пророка Мухаммада ﷺ, а затем рассказывается об истории возникновения хаджа и о том, какое значение имеет обряд жертвоприношения. Имам-хатыб может преподнести такую проповедь в виде лаконичного и красноречивого текста.
Жертвоприношение следует совершать сразу же после того, как завершится праздничная молитва, и до того, как начнется заход солнца на третий день (как считают ханафиты) или на четвертый день (как считают шафииты). Лучше всего совершать жертвоприношение в первый день.
Над жертвенным животным следует произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар» - эти слова в переводе с арабского означают «Во имя Аллаха, Аллах велик!». Перед тем, как животное зарезать, его следует повалить так, чтобы головой он повалился по направлению к Мекке.
Баран, приносимый в жертву, должен быть минимум семи месяцев отроду, а шафииты считают, что можно приносить в жертву барана, достигшего года. Также можно принести в жертву корову или быка, которые достигли возраста двух лет. Если же это верблюд, то ему должно как минимум пять лет отроду.
Следует уделить внимание тому, чтобы животное, предназначенное для жертвоприношения, было красивым, большим и жирным, не имело изъянов, которые могли бы плохо повлиять на количество или качество его мяса. Не следует приносить в жертву хромых животных, а также больных или слепых, жертвой не может быть животное, у которого нет части уха или части рога больше половины.
После жертвоприношения одна третья часть мяса животного должна быть использована на то, чтобы приготовить угощения для своей семьи, еще треть следует раздать нуждающимся людям из числа родни или живущих по соседству, а еще третью часть раздать как милостыню тому, кто в ней нуждается.
По словам Ибн Аббаса, Пророк Мухаммад ﷺ, когда совершал жертвоприношение, третью часть туши жертвенного животного оставлял для своей семьи, еще третью мяса он угощал, и оставшуюся третью часть он раздавал тем, кто просил об этом. По словам Ибн Умара, «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».
Нельзя расплачиваться с человеком, который резал животное для жертвоприношения, мясом этого животного, но часть мяса мяснику можно дать или подарить, но оно не должно идти в качестве оплаты. Мясо жертвенного животного не должно идти на продажу, также как его шкуру или какие-то другие части животного, которое было принесено в жертву. Однако есть исключение, можно продать шкуру животного, а на вырученны